Пацовский
А.П.
родитель, 2 а класс
- Папа, ты мне объясни,
Я никак не вникну:
Как рождаются стихи;
Что такое рифма?
- Что ж, помочь тебе я рад;
Слушай же, приятель!
Рифмы новые искать
Сам люблю я, кстати.
Чудодействие стихов, -
Да не будет тайной! -
В восприятии тонов,
Близких по звучанью.
Волк и толк, улов и плов, -
Ты увидеть можешь, -
В окончаньях этих слов
Слоги их похожи.
Это рифмы, котик мой.
Всё понятно, точно;
Не торопишься?.. Постой;
Я ведь не закончил!
И прошу тебя теперь:
Прояви терпенье!
Ты ведь знаешь, как в словах
Ставить ударенья?!
Покажу тебе тогда;
На простейших цифрах …
Наименьшая стопа –
Единица ритма.
Два-три слога, - в них один
Только есть ударный, -
Так и пишем, а другим
Мы нули поставим.
Прия́тен мне́ тот уголо́к, 01 01 00 01
Где пáмять оживáет …- 01 00 01 0
Смотри внимательно, сынок,
Я знаки расставляю.
Ноль, один, повтор затем, -
В стихотворных жанрах
Установленный размер
Называют ямбом.
Захрусте́л под ми́шкой су́к 00 10 10 1
Ле́том, в час зати́шья …- 10 10 10
Здесь стопа из гласных двух
Повторилась трижды. -
Ударение на слог,
Что идёт первее, -
Называется, сынок,
Наш размер хореем.
Два нуля подряд идут, -
Кто они такие,
Эти стопы? – Помни, друг! –
Это пиррихии.
В языке твоём родном
Много слов протяжных,
Оттого и больше в нём
Безударных гласных.
К сердцу вяжутся легко
Звуки рифм распевных,
Уходящих далеко,
Песенных, душевных.
Ме́сяц пови́с над поля́ми, 100 100 10
Звё́зды зажгли́сь до утрá …- 100 100 1
Дактиль теперь перед нами;
Стала длиннее стопа.
В больши́х сапогáх и папáхе, 010 010 010
Усы́ на казáцкий мане́р …- 010 010 01
Пред нами теперь амфибрахий,
Его стихотворный размер.
Если же на третий слог
Ударенье ставим, –
Называть размер мы тот
Анапестом станем.
Может тру́дно на пе́рвых порáх? – 001 001 001
Только пу́сть не опу́стятся ру́ки; 001 001 001 0
Посчитáй-ка, как в дáнных строкáх 001 001 001
Череду́ются глáсные зву́ки! 001 001 001 0
Ударенья на а и на у, -
Эти два заблудившихся звука
В незнакомом согласном лесу
Между строк окликают друг друга.
Благозвучен их трепетный строй;
Легче слуху за них удержаться
А имеем мы дело с тобой,
С, украшающим стих, ассонансом.
Тебе ясно ли? –
Прове́рим! – Ско́лько сто́п в строке́? – 01 01 01 01
Четы́ре. В э́той – три́, 01 01 01
А в той – две́. 01 01
Ну, довольно!.. Путь открыт,
Да, и помни, кстати,
Что не каждый, кто творит –
Будущий писатель!
Сочинять стихи и ты
Можешь попытаться,
Вот тогда и поглядим, -
Как ты разобрался!